Сайт об отдыхе и туризме

Курорты, отели, страны и туры

Если отдых не удался. Компенсация туристам по новым правилам

С 1 июня вступают в силу поправки, позволяющие российским туристам предъявлять все претензии по поездке непосредственно к туроператору. С этой даты на рынке смогут работать только туроператоры, которые будут внесены Ростуризмом в специальный реестр. А попасть в этот реестр туроператор не сможет без наличия полиса страхования своей ответственности за исполнение договора с туристом, либо банковской гарантии.

По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, банковская гарантия является крайне невыгодной для туроператоров. Банки требуют либо предоставления залога, либо открытия депозита на сумму гарантий. В связи с этим основная масса туроператоров предпочтет банковской гарантии страховой полис, прогнозирует она.

Агентство ПРАЙМ-ТАСС подготовило обзор правил страхования, на условии которых страховщики будут страховать туроператоров. На основе это обзора можно также прикинуть, за что турист сможет получить компенсацию, а за что нет, если отдых не удастся по вине туроператора.

Так, при покупке туристической путевки туроператор или его турагент должны будут сообщать туристу в обязательном порядке номер договора страхования ответственности и все реквизиты страховщика. Это связано с тем, что предъявлять претензии и заявлять о страховом случае можно будет не только туроператору, но и страховой компании, с которой у туроператора заключен договор страхования ответственности. Кстати, если такую информацию вам не предоставят после 1 июня, то можно задуматься о легитимности работы вашей турфирмы.

Что же реально может компенсировать страховщик? В правилах зафиксировано, что возмещению подлежит реальный ущерб, который понес турист из-за невыполнения турфирмой обязательств по перевозке и/или размещению. Например, при покупке тура был оплачен индивидуальный трансфер, а вам пришлось ехать на автобусе со всей группой, или был оплачен отель 5 звезд, а по какой-то причине вас заселили в отель 4 звезды, который стоит дешевле. Какие еще возможны ситуации? Были оплачены, но не предоставлены экскурсии.

Более сложная ситуация касается авиаперелета. Наверное, многие помнят многочасовые задержки чартерных рейсов на новогодние каникулы. Если туроператор организовал питание, предоставил гостиницу и в конечном итоге вы улетели своим рейсом, то страховщик вам ничего не выплатит, поскольку в этом случае, речь может идти только о моральных издержках, а компенсация морального вреда входит в число исключений из правил страхования. Но вы можете попробовать взыскать его самостоятельно с туроператора, например, через суд.

Вместе с тем, если в ситуации задержки рейса туроператор не позаботился о своих клиентах, и турист, чтобы не умереть с голода и не ночевать на кресле в аэропорту, сам оплатил ужин и гостиницу, то эти расходы, как раз подлежат компенсации.

Более того, в правила включен такой пункт как расходы в связи с непредвиденным выездом из страны временного пребывания. К ним можно, в частности, отнести и расходы, связанные с приобретением авиабилета домой, если туроператор не смог организовать ваш вылет. Главное на что стоит обратить внимание, так это на то, что ваши дополнительные расходы или ущерб должен быть подтвержден документами. Так что в случае попадания в неприятную ситуацию не забывайте собирать счета, квитанции, платежные документы, справки, заключения, словом все «бумажки», которые в итоге подтвердят правомерность ваших требований.

Если говорить об исключениях, то для туристов, путешествующих по странам с нестабильной политической системой, стоит отметить, что если туроператор не смог выполнить свои обязательства из-за народных волнений, гражданской войны, государственного переворота, например, «повстанцы захватили аэропорт», то страховой выплаты ждать не стоит.

Кроме того, возмещению не подлежит упущенная выгода, если в результате задержки рейса, вы, например, опоздали на переговоры, на которых должны были подписать контракт на несколько миллионов долларов.

Вместе с тем, цены на этот летний туристический сезон уже сформированы, и меняться они уже не будут. Насколько обременительной для туроператоров окажется страховка, покажет следующий сезон. Если это будет слишком «дорогим удовольствием», туроператоры переложат свои расходы на плечи потребителей своих услуг — то есть, туристов.

Источник:travel.newsru.com

Опубликовано: May 23, 2007.