Порядок предоставления путевок
Право на получение в рамках набора социальных услуг санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно гражданам из числа федеральных льготных категорий (в том числе инвалидам) предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Порядок обеспечения лиц из числа получателей социальных услуг санаторно-курортным лечением установлен приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Механизм финансового обеспечения предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан определен Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864.
Размер средств определяется, исходя из численности граждан в субъекте Российской Федерации, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по санаторно-курортному лечению и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, и норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего названную социальную услугу.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15. 04. 2019 № 246н «О нормативах финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальных услуг по санаторно-курортному лечению, по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, а также по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в 2019 году» установлены нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги в 2019 году, которые составляют по санаторно-курортному лечению — 133,1 руб., по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно — 18,9 руб.
В случае изъявления гражданином желания на получение набора социальных услуг или одной услуги, сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг либо одной социальной услуги, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом удержанная из общего объема бюджетных ассигнований сумма перераспределяется для финансового обеспечения соответствующих социальных услуг, в том числе Фонду социального страхования Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации для обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
Необходимо также отметить, что гражданин имеет право отказаться от получения набора социальных услуг или одной услуги, при этом сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг либо одной социальной услуги, будет начислена гражданину в составе ежемесячной денежной выплаты.
Путёвки на санаторно-курортное лечение предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в порядке очерёдности, которая формируется согласно дате подачи заявления.
Предоставление в приоритетном порядке (вне очереди) путёвки федеральному льготнику, относящемуся к одной из десяти категорий, установленных ст. 6. 1 и 6. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, не принимая во внимание ранее зарегистрированные заявления других граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, является грубым нарушением их прав на получение государственной социальной помощи, что недопустимо в соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц.
Кстати, рекомендуем:
Согласно ч. 2 ст. 6. 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Вышеуказанная норма не устанавливает обязанность ежегодного предоставления санаторно-курортного лечения, что подтверждает определение Конституционного суда Российской Федерации от 11 мая 2012 г. № 817-О, в котором указано, что установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение, а положения ч. 2 ст. 6. 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном аспекте.
Кто имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение?
Такое право имеют следующие категории граждан:
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами;
- приравненные к инвалидам войны:
- военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (п. 3, ст. 14 Федерального закона от 12. 01. 1995 г. 5-ФЗ О ветеранах (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, 3, ст. 168; 2002, 30, ст. 3033; 2004, 25, ст. 2480; 35, ст. 3607) (далее — Закон от 12. 01. 1995 г. 5-ФЗ));
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) (п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22. 08. 2004 г. 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, 35, ст. 3607) (далее — Закон от 22. 08. 2004 г. 122-ФЗ);
- участники Великой Отечественной войны;
- приравненные к участникам Великой Отечественной войны:
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (п. 8 ст. 154 Закона от 22. 08. 2004 г. 122-ФЗ);
- ветераны боевых действий:
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвующие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
- военнослужащие автомобильных батальонов, направляющиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
- военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- лица, награжденные знаком Жителю блокадного Ленинграда;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
- приравненные к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (п. 3 ст. 21 Закона от 12. 01. 1995 г. 5-ФЗ):
- члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей;
- инвалиды, в том числе в зависимости от степени ограничения к трудовой деятельности (ст. 28. 1 Федерального закона от 24. 11. 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, 48, ст. 4563; 2004, 35, ст. 3607), а именно: инвалиды, имеющие I, II и III степени ограничения способности к трудовой деятельности; инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- дети-инвалиды;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
Очередность
Указанные граждане, в том числе и дети — инвалиды, при наличии медицинских показаний, указанных в медицинской справке для получения путевки по форме 070/у, обращаются с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства.
Действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного или приоритетного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан-получателей набора социальных услуг. Путевки на санаторно-курортное лечение выделяются всем категориям граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, на общих основаниях при наличии медицинских показаний и в порядке очереди согласно дате подачи заявления о предоставлении путевки.
Создание указанной очередности не противоречит действующему законодательству. В случае если санаторно-курортная путевка не была предоставлена гражданину в текущем календарном году, и если он не отказался от права на получение государственной социальной помощи в части санаторно-курортного лечения, то право на получение путевки сохраняется и переходит на следующий год.
Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, при условии соблюдения последовательности, определяемой датой регистрации заявления, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, что подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03. 04. 2014 № 686-О, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27. 07. 2015 № 2-ГК15-б.
Какой выбор?
Законодательством Российской Федерации гражданину предоставлено право выбора — получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.
С 01. 02. 2020 года набор социальных услуг в части санаторно-курортного лечения составляет 137,63 руб. (на календарный год 137,63 x 12 = 1 651,56 руб.), в части проезда — 127,77 руб. (на год — 1 533,24 руб.).
Стоимость путевки для граждан льготной категории граждан в санаторно-курортных учреждениях в 2020 году установлена в размере не более:
- на 18 дней — 22 458,60 руб.;
- на 21 день — 26 201,70 руб. (для детей-инвалидов);
- на 24/42 дня — 46 836,00 / 81 963,00 руб. (для граждан с заболеваниями и последствиями травм спинного мозга)
Таким образом, стоимость социальной услуги, выбранной гражданином, несоизмеримо меньше стоимости путевки на санаторно-курортное лечение.